Образовательный Союз главная заказ каталог публикации


Образовательный союз

 Заказать работу
1.Как мы работаем
2.Узнать стоимость
3.Сделать заказ
4.Выбрать готовые работы
Отправить сообщение
 


 Полезное

Заказать автоматические ворота в Рязани

 

Роль маркетолога в управлении фирмой


Маркетинг для России относительно новая область исследования. Переход к рыночным отношениям в России явился важной предпосылкой развития маркетинга.
В условиях рыночной экономики оптимальная работа возможна только при знании рынка, наличии способности использовать все современные механизмы воздействия на складывающуюся на рынке обстановку. Эти умения и способности и есть основа маркетинга.
Сначала определимся с самим понятием маркетинг. В.Е. Хруцкий (2004) дает маркетингу такое определение: - «комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия, по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения товаров и услуг от производителя к потребителю». (Хруцкий В.Е. Современный маркетинг. - М.: Финансы и статистика. 2004. с. 46.)
С социальной точки зрения маркетинг понимается как - "социальный процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей индивидов и групп посредством создания и предложения, обладающих ценностью товаров и услуг и обмена ими с другими людьми» Котлер Филипп. Маркетинг менеджмент, 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. - СПб.: Питер, 2006. С.34)
Таким образом, маркетинг это способность создавать новые продукты и услуги, находить эффективные маркетинговые технологические решения, оперативно управлять компанией в условиях риска и неопределенности - это те составляющие деятельности, которые являются необходимыми для достижения положительных результатов в бизнесе. Особенно это актуально для малого предпринимательства. Работая в российских условиях, далеких от благоприятных, бизнесмен обязан заниматься маркетинговой деятельностью, чтобы быть конкурентоспособным на том или ином рынке товаров или услуг.
В России профессия маркетолога появилась в конце ХХ века, когда в нашей стране была восстановлена рыночная экономическая система. В СССР маркетологи были не нужны, поскольку большинство качественных потребительских товаров были дефицитными. Но буквально за несколько лет в начале 90-х дефицит исчез, а товаров стало в избытке. Но из-за резкого снижения реальных доходов населения эти товары стали недоступны большинству потребителей. С экономическим ростом и ростом реальных доходов населения, начиная с 2000-го года, российские потребительские рынки стали стремительно расти. И сегодня Россия на потребительских рынках уже занимает 5-8 место в мире, и 2-4 место в Европе.(Морозова В. Н. Роль маркетинга в управлении предприятием // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2007. №5. С. 12-14). Российские маркетологи решают те же задачи, что и их коллеги в США, ЮВА, Европе.
На нынешнем этапе развития экономики маркетолог должен обеспечивать рост и развитие предприятия посредством укрепления его конкурентной позиции. Маркетинг должен переориентирует производственную систему и экономические инфраструктуры предприятия на обеспечение потребностей клиента.
Основной задачей маркетолога является осуществление эффективных коммуникаций между фирмой и рынком. Начинается работа маркетолога с изучения рынка, потребителей, структуры предложения и рыночных возможностей. На этом этапе необходимо найти или создать сегменты рынка, которые фирма могла бы эффективно обслуживать. С учетом, естественно, имеющихся у фирмы ресурсов: кадровых, финансовых, производственных. Надо назначить на продукт правильную цену: привлекательную для потребителей, но и позволяющую фирме получать прибыль. Затем произведенный продукт (физический товар или услугу) необходимо доставить к месту потребления, к потребителю. Это задачи логистического характера, организации дистрибуции, мерчандайзинга. Далее потребителя необходимо проинформировать об имеющемся предложении, его преимуществах, выгодах, качествах. Это задача рекламы. Потребителя надо мягко подтолкнуть к принятию решения в пользу нашего продукта, дать ему его попробовать. Это задача стимулирования сбыта. Получив потребителя, необходимо его сохранить, сделать постоянным, лояльным. Это тоже задача маркетинга. Наконец, надо обеспечить потребителей, средства массовой информации, местную общественность, контролирующие органы позитивной информацией о деятельности компании, ее руководителей, ее продукции, ее социальной роли. Это задача PR.
Все функции маркетолога на предприятии можно разделить на четыре группы (по Котлеру, 2006):
Аналитические функции - изучение рынка, потребителей, товарной структуры, конкурентов. Данные функции позволяют изучить и дать оценку факторам внутренней и внешней среды предприятия. Итогом аналитической функции является формирование целей развития фирмы и стратегий по их достижению.
Производственные функции - организация производства новых товаров, разработка и внедрение новых технологий, организация материально-технического снабжения, обеспечение высокого качества и конкурентоспособности продукции на рынке. Производственные функции обеспечивают создание новых товаров, которые наиболее полно соответствовали бы требованиям потребителя.
Сбытовые функции - организация каналов сбыта, системы формирования спроса и стимулирования сбытовой политики фирмы, разработка систем транспортировки и хранения, анализ ценовой политики, а так же рекламные мероприятия. Данные функции распространяются на все то, что происходит с продуктом после его производства и до начала потребления.
Управленческие функции - организация стратегического и оперативного планирования, информационное обеспечение маркетинга, организация системы коммуникаций, контроль деятельности. Управленческие функции предполагают организацию планирования хозяйственной деятельности предприятия и управление производством. При этом главная управленческая задача маркетолога предприятия состоит в том, чтобы уменьшить степень неопределенности и риска в хозяйственной деятельности и обеспечить концентрацию ресурсов на выбранных приоритетных направлениях развития. Контроль является завершающей стадией маркетинговой деятельности, он позволяет не только выявлять, но и предупреждать различные отклонения, находить новые резервы и возможности развития.
Рынок маркетолога в современных условия следует понимать, как корпоративное окружение, в котором маркетолог работает, а так же конкурирует с сотрудниками остальных производственных отделов за ресурсы и внимание руководства. В настоящее время этот рынок ориентирован на результативность, т.е. работа маркетолога должна иметь ясный результат, как правило его оценивают по показателям роста. Маркетолог должен существенно повышать свою значимость для компании. Это относится и к компаниям потребительских брендированных товаров, услуг, товаропроизводителям, сервисные фирмы или агентства. Маркетолог должен доказать свою полезность, так как его работа не всегда очевидна, и дивиденды, которые получает компания от работы маркетолога, часто не заслужено переходят в другие отделы компании.
В настоящее время перед маркетологами встала новая актуальная задача -- преодоление противоречий между общественными условиями воспроизводства и деятельностью отдельного предприятия. Это требует от маркетологов предприятий системного комплексного подхода к решению задач, стоящих перед ними: ориентации на долгосрочный коммерческий успех; непрерывного сбора, обработки и анализа информации о рынках и фирмах; активного воздействия на окружающую среду; инновационной деятельности в производстве: инициативы и творческого подхода в управлении производством, финансами, сбытом и кадрами.
Подобные задачи решает стратегический маркетинг. П. Диксон определяет его так: - «стратегический маркетинг - это целенаправленные действия корпорации по поиску устойчивого преимущества перед конкурентами, путем удовлетворения нужд потребителей» (Диксон Питер Р. Управление маркетингом. - М.: ЗАО «Бином», 2002. С. 24.).
В рамках предприятия важно четко разделить обязанности между менеджерами и маркетологами, особенно если предприятие имеет дело со сложным процессом организации управления. Данное разделение делает процессы принятия решений более наблюдаемыми и управляемыми, а сами решения обоснованными и адекватными. Необходимо учитывать двойственную направленность, управления предприятием связанную с тем, что менеджмент ориентирован и на человека, и на производство. В первом случае менеджмента понимается как вида профессиональной деятельности менеджеров является управление персоналом. Во втором случае речь идет об умении ставить и решать задачи, связанные с организацией эффективного производства. В этом случае менеджмент предприятия может рассматриваться как адекватная и своевременная реакция на происходящие изменения в макро- и микросреде. Поскольку отслеживание и прогнозирование этих изменений - важнейшая задача, как менеджеров, так и маркетологов.
Маркетинг хоть и набирает силу в нашей стране с высокой скоростью, но есть далеко не везде. Многие руководители даже и не знают, зачем нужен маркетолог и вообще, куда его определят, так маркетолог попадает в отделы сбыта, рекламные отделы и т.д.
Анализируя современную ситуацию в маркетинге в нашей стране следует сказать, что штатного сотрудника, занимающегося вопросами маркетинга в сфере малого бизнеса, встретить трудно. И тому есть ряд причин. Пригласить специалиста со стороны для многих означает признать собственную некомпетентность. Начинающие предприниматели, обычно мало интересуется вопросами маркетинга. Для них самая важная задача - быстрее раскрутить бизнес. Немаловажен и тот факт, что в настоящее время найти компетентного маркетолога - нелегкая задача. Рынок подобных услуг только начинает развиваться, опытные маркетинг-консультанты востребованы, а молодому специалисту руководитель не всегда может довериться (что к тому же вряд ли эффективно - чаще требуется целая команда). Собственно, и особенности российского рынка таковы, что многие живут одним днем, не думая о перспективе, или стараясь быстрее вывести капитал из России, по этой причине они и не считают нужным принимать стратегические решения. Это иностранные компании привыкли планировать свою деятельность на десятки лет вперед. Нам же такая практика кажется чем-то странным.
В российских условия цель маркетинга определена - увеличить прибыль, его проблема - сложно посчитать на сколько он ее увеличил. На самом деле все действительно упирается в это самое «а что вы собственно сделали?». Маркетологу необходимо не только делать, но еще и наглядно показать что ты сделал, и доказать необходимость этого.
В таких условиях маркетолог должен оперативно на основании внутреннего маркетингового аудита должен четко уловить потребность внутреннего клиента: топ-менеджмента, отдела продаж, производства в определенном информационном продукте произвести который может только маркетолог и выдавать его на гора, работать над его усовершенствованием, постепенным расширением товарной линейки, окультуриванием внутренней маркетинговой среды. Сделать зависимым внутреннего клиента от своего высокой потребительской стоимости продукта, будь то анализ емкости рынка, рекламная кампания в СМИ, презентация нового продукта. Наладить продуктообмен, когда твои внутренние клиенты становтятся твоими же поставщиками внутренней маркетинговой информации.
Таким образом, маркетолог должна определить лучший способ достижения стратегических целей для каждого подразделения компании. Следовательно, целью маркетолога не всегда способствование росту продаж. Это может быть поддержание настоящего объема продаж, но на фоне сокращения расходов на рекламу и продвижения товаров на рынок или даже снижение спроса, если это выгодно компании в данной ситуации. Маркетолог должна поддерживать спрос на уровне, определенном в стратегических планах высшим руководством. Маркетолог должен помочь компании оценить потенциал каждой хозяйственной единицы компании, установить им цели и затем успешно их достичь.

Список литературы

Диксон Питер Р. Управление маркетингом. - М.: ЗАО «Бином», 2002. 225 с.
Котлер Филипп. Маркетинг менеджмент, 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. СПб.: Питер, 2006. 464 с.
Малкольм Роб. Эффективность маркетинга должна быть стопроцентной 100%-marketing // Маркетинг-дайджест, № 4, 2004 .С. 8-21
Морозова В. Н. Роль маркетинга в управлении предприятием // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». 2007. №5. С. 12-14
Хруцкий В.Е. Современный маркетинг. - М.: Финансы и статистика. 2004. 346 с.



 
 Популярное
Роль маркетолога в управлении фирмой (эссе)
Проект административно-территориального деления России (эссе)
Проявление опасных природных процессов на территории Московской области (диплом)
Рефератный бизнес ---
История Бельской волости ---
Ситкомы ---
 

© 2010-2014 гг. "Образовательный Союз". По всем вопросам обращаться к администрации сайта "Образовательный Союз"