Образовательный Союз главная заказ каталог публикации


Образовательный союз

 
1.
2.
3.
4.Выбрать готовые работы
Отправить сообщение
 


 Полезное

Заказать автоматические ворота в Рязани

 

Ислам в России: современное состояние и прогнозы (эссе) (Условие задания - обзор статей Интернета (2009 г)



Как известно Россия - многонациональное, многоконфессиональное федеративное государство. В настоящее время по данным Совета муфтиев России в нашей стране проживает 20 миллионов мусульман. Это 15% населения страны. Однако, число мусульман в России стремительно растет. Так, существуют сведения, что в Москве ежегодно ислам принимаю 10-20 тыс. человек, отмечается, что 60% из них это русские. Из этих 60%, ѕ ранее были атеистами и большинство из них это девушки в возрасте от 17 до 21 года.
Мусульмане традиционно, на протяжении нескольких столетий занимали важное место в политике, экономике, культуре нашей страны. В настоящее время, по мнению многих исследователей, работы которых использовались для написания этой работы, роль ислама в России меняется. Так же хочу добавить, что эти изменения происходят стремительно - за несколько десятилетий исламская культура, ранее имевшая в России локальный характер, распространилась по всей территории нашей страны. Мусульманские политические, экономические и культурные деятели повысили свой статус в обществе и прочно закрепились на страницах печати, Интернета и в телеэфирах. В целых отраслях экономики стали доминировать выходцы из Исламского мира. Государственная PR компания формирует образ мудрого, сильного, лояльного государству горца - мусульманина (например, покойных Ахмат Кадыров). Совершенно очевидно, что ислам выигрывает конкуренцию у других конфессий на территории России и меняет расстановку политических сил и направления культурного развития страны. Увеличение числа мусульман среди элит ведет к усилению их политической роли. Исламская политическая элита активно проводит наступательную политику, лоббируя свои интересы.
       Необходимо понять, в чем же причина изменения отношения к исламу в российском обществе, и какое значение будет иметь ислам для Росси в будущем?
       Анализ Интернет материалов по проблеме показывает, что есть несколько точек зрения на эти вопросы. Первая развивается в рамках концепции С. Хантингтона и О. Шпенглера и представляет современную популяризацию ислама в России, как глобальный процесс столкновения соседних конкурирующих культур. При это на русскую цивилизацию переносится идея Шпенглера, о упадке и разрушении «старых» цивилизаций. В частности в рамках этих взглядов, С. Градировский говорит о возникновении, некоего «религиозно-культурного пограничья» на стыки русской культуры и культуры исламского мира. Возникновение этого пограничья Градировский прямо объясняет по Хантингтону: - «Столкновение идентичностей - реальность глобализирующегося мира, в котором давление геокультуры как со стороны Севера, так и со стороны Юга порождает колоссальное обоюдное недоверие. И, конечно же, страх - страх секулярного, малодетного населения Севера перед традиционно-религиозным (и потому куда успешней воспроизводящим свои идентичности) многодетным населением Юга». При это, влияние социально-экономических факторов Градировский отрицает: - «возникновение которого (ислама) было вызвано не столько «катастрофической» перестройкой экономического уклада, сколько, во-первых, сломом грандиозной системы пространственного развития евразийского мира, осуществляемого Москвой в рамках тотальной индустриализации; во-вторых, сменой демографической модели всех европейских народов бывшей империи; в-третьих, доминированием на постсоветском пространстве двух типов массовых человеческих течений - т.н. «западного дрейфа» и «южного антропотока».
Сходных взглядов придерживается Е. Чудинова, которая описывает современные взаимоотношение исламского и западного мира, как конфликт религий и цивилизаций. В своей футуристической книге «Мечеть Парижской Богоматери» она воссоздала картину ближайшего будущего, когда в Европе уже католики окажутся в меньшинстве и будут вынуждены с оружием в руках бороться за свои религиозные и культурные права.
Л. Сюкияйнен развивает близкий, но менее радикальный подход. В частности он считает, что возникновении исламской проблемы в современной России это результат длительной оторванность российских мусульман от остального исламского мира, от ведущих центров исламского знания. У Российского ислама нет практического опыта решения жизненных проблем. А между тем Сюкияйнен Л. подробно описывает классические взгляды на исламские основы власти и права, отношения человека и государства, общества в целом, в этом понимании ислам очень пригодился бы современной России. «Современный ислам - интернациональное явление, и практически все процессы, протекающие в российском исламе, тесно связаны с тем, что происходит в исламском мире». Таким образом, Сюкияйнен утверждает, что Россия сама себе создает исламскую проблему, а при правильном управлении исламом, он принесет только пользу новой России. Распространение ислама в России это мировая тенденция, тесно связанная с бурным развитием Исламского мира.
В этой же идеологической парадигме ведет свои размышления В. Алексеев, который отмечает объективные факты усиления ислама во всем мире и заключает, что ислам «обречен быть весьма влиятельным фактором геополитики». Россия должна это учитывать и использовать.
Совершенно иной подход на проблему ислама в культурной и политической жизни России сформулировали специалисты в рамках круглого стола на тему «Ислам и российская контр-элита». По их мнению, современная популяризация ислама это искусственный процесс. Описывая роль российских политических элит в этом процессе, участники Круглова стола говорят так: - «часть наших "гигантов мысли" увлеклась исламизмом и исламизированным фундаментализмом». Характеризуя исламский мир, они приводят определения Леви-Стросса: - ислам - это религия лачуг. Современное усиление позиций ислама в России стало возможно, как раз из-за экономического упадка, т.к. ислам процветает там, где нет модернизации политической и экономической сфер общества.
В отношении перспектив ислама в России тревожными выглядят взгляды Д. Володихина: - «На высших уровнях межцивилизационного контакта между нами и миром ислама не может быть ничего, кроме войны. У нас разные веры, и даже и при наивысшем градусе терпимости в Последней Битве мы будем на разных сторонах. Нет врагов, нет друзей, есть интересы». Его поддерживает и господин Д. Шифтман, который заявляет: - «Ведь как говорил незабвенный Хомейни: США - большой шайтан, а СССР (теперь Россия) - шайтан маленький. А маленького всегда мочат первым, чтоб раскачать мускулы».
Таким образом, на этом круглом столе был сделан вывод, о том, что популярность ислама в современной России искусственная, ислам используется политическими элитами для реализации своих антинародных планов, перспектив дальнейшего развития ислам в России не имеет, а государственная политика по отношению к распространению ислама должна быть жесткой.
Для адекватной оценки роли ислама в современной России вначале необходимо сделать небольшое историческое отступление и вспомнить культурно-идеологическую и политическую ситуации в России 90-х годов прошлого века, т.к. этот период стал благодатным временем для подъема исламской культуры в России.
Советская идеология рушится, гражданам России упорно внушается идея отсталости, ущербности их культуры и насаждаются западные ценности, прежде всего всякого рода свободы (слова, действия, отношений, мыслей и т.д.). До России добирается волна сексуальной революции, волновавшей Европу в 60-70 х годах. Меняется фундамент экономических отношений (частная собственность и рыночные отношения), а как следствия меняются и отношения в обществе. Россия начинает подрожать своим западным «кумирам» в экономике, политики, культуре. Итог такой бездумной политики известен. «Отрезвление» пришло уже в конце 90-х годов - экономический и политический кризисы, социальные потрясения, падение нравственности, рост насилия, разрушение института семьи, снижение общего культурного уровня. Российское общество начинает понимать, что западная культура несет в нашу постсоветскую действительность разрушение и начало от нее отказываться.
Наибольший протест новая насаждаемая культура вызвала у исламских народов проживающих на территории России. После уничтожения советской идеологии и неприятия западной, в культуре исламских народов возник вакуум, который традиционный (правовой, высококультурный, светский, мирный) ислам в силу своей слабости заполнить не успел или не смог. В тоже время новая исламская идеология, которая за счет своей агрессивности, напора, радикализма успешно распространилась по миру, этот идеологический вакуум российского исламского мира быстро заполнила. При этом, происходило это совершенно бесконтрольно. Государство в силу своей слабости не могло влиять на этот процесс, поэтому российский исламский мир наполнили антигосударственные, антироссийские, антисветские направления. Отсюда резкий всплеск экстремизма, национализма, радикализма в исламской среде, прежде всего среди мусульманской молодежи, которая оказалась наиболее подвержена этому влиянию.
Новая российская идеологическая традиция (если конечно она была) укрепиться в сознании мусульман (впрочем и не мусульман) не смогла, опять же в силу слабости государства. Таким образом, я считаю, что ислам в современной России рассматривается как альтернатива западной культуре, причем как среди мусульман, так и среди не мусульман.
Следующей причиной изменения роли ислама в Росси, я считаю социально-экономические преобразования, которые заставили мусульман Северного Кавказа из своих депрессивных регионов в поисках достойной жизни переехать в другие регионы России. Для ислама характерна жесткая дисциплина, крепкая многодетная семья и брак, поддержка соплеменников, что предопределило успешную адаптацию мусульман в новых для себя условиях и распространение ислама в России. Еще хочу отметить такую особенность. В ситуации социально-экономической катастрофы, которая была характерна для России 90-х годов, мусульмане получили преимущества, т.к. они в силу своих национальных особенностей (тут я имею в виду склонность к коммерции, коллективизм) оказались лучше приспособлены к новым условиям. В результате они заняли достойное место в новой структуре российского общества (бизнес, а как следствие политика).
К началу периода восстановления «религиозности» российские конфессии подошли в неодинаковом состоянии. Исламу, хотя он и понес сильный идеологический удар, о чем в частности пишет А. В. Сагадаев, за счет большей дисциплины и мощной поддержки мусульман из заграницы удалось быстро окрепнуть. Масштабная внутренняя и внешняя миграция способствовали распространению культуры ислама, как по регионам России, так и сел в города. Ислам в России смог быстрее восстановиться и в идеологическом вакууме пореформенной России значительно потеснил православие.
Таким образом, мусульмане, в 90-х годах на фоне тяжелого экономического кризиса, прежде всего за счет сплоченности (к сожалению, иногда это перерастает в клановость) смогли лучше адаптироваться к новым условиям и занять ведущие положение в обществе. Тем самым, подняв статус ислама и исламской культуры. Ислам смог быстрее восстановится как идеология и потеснить православие все еще пребывающее в кризисе.
Следующие причиной усиление роли ислама в российском обществе, я бы назвал психологический фактор. В российском обществе столетия насаждалась покорность, подчинение воли сильного. Вспомним крепостное право, диктат царизма, коммунистическую идеологию. В 90-е годы мусульмане России, как никто доказали, что не намерены подчинятся, по мнению большинства россиян «преступному режиму» (вспомним книгу того же Р. Хасбулатова)  Это вылилось в политику направленную на отделение от России мусульманских республик. В Поволжье мирным путем (республики Татарстан, Башкортостан получили максимальные полномочия). На Северном Кавказе, к сожалению, это произошло военным путем. Кровопролитные, по сути, гражданские войны на Кавказе показали слабость России и силу исламского мира. Особенно мне заполнился момент подписания Хасавюртовских соглашения, когда в прямом эфире российского государство признало силу Исламского мира. Ичкерия получила де-факто независимость и надежду на построение нормального исламского государства, в дали от российского хаоса. Увидев и поняв происходящее, граждане России невольно стали стремится к более сильному полюсу - исламскому миру. С. Градировский пишет, что русский человек неконформистского склада испытывает симпатии к антисистемным мировым силам. Эти силы он видит в исламе. Отсюда всплеск интереса к исламу среди русского населения. Мне кажется, в исламе униженные и оскорбленные граждане России просто искали защиту от произвола государства, идеологическую опору, возможность для своего культурного совершенствования. На фоне усиления ислама в России и само государство, пытаясь не провоцировать исламское население, дало им почти максимальные возможности для своего развития (своего рода «фора»). В эту же группу я бы отнес, так сказать, конформистскую позицию некоторых групп населения. С. Градировский приводит такие данные из своего исследования в Поволжском районе. «Именно в интеллектуальной исламской среде наибольшее количество русских - с русскими корнями, наполовину русских или, например, с явной тюркской и иной неславянской антропологией, но при этом давно уже русскокультурных, русскоязычных людей, принявших ислам.».. Это своего рода, возвращение к корням, т.е. ассимиляция в силу слабости государства не была закончена и наблюдается обратный процесс, так сказать, ассимиляция наоборот. На данном этапе развития, ислам выиграл конкуренцию с великорусской культурой, и часть населения справедливо стремится быть в группе победителей.
Таким образом, по моему мнению, в исламе неисламские народы России искали защиту от невзгод пореформенной России, т.к. ислам раньше остальных религий окреп и «встал на ноги». Ислам представлялся населению России альтернативой «бандитской» культуре и политике того периода.
Отмечая усиление позиций ислама в российском обществе нельзя не отметить, своего рода, мессианскую роль, которую сыграл Исламский мир. Масштабная финансовая, гуманитарная, политическая, культурная и религиозная помощь от заграничный собратьев по вере в нищей России имела огромное значение для возражения ислама. Еще один объективный фактор, это более высокая рождаемость среди мусульман, поэтому за 20 лет существования посткоммунистической России мусульман просто стало больше. Теперь они могут оказывать большее давление на власть лоббируя свои интересы.
В итоге повышение роли ислама в современной российской политике и  обществе имеет объективные и разнообразные причины. И искать в этом только происки зарубежных разведок, международного исламского терроризма и радикальных исламских религиозных сект, я бы не стала.
       Другой важный вопрос моей работы, какие же перспективы ждут Россию в будущем на фоне усиления роли ислама, и как  будет меняться российское общество и политика?
С. Градировский описывает три известные на данный момент национальные политики, которые проводятся в мире. Рассмотрим их подробно, примеряя к современной Российской действительности.
1. Модель «плавильного котла» (известна, как ассимиляционная практика). На мой взгляд, эта политика может быть успешной, только в сильном государстве, где устойчивая политическая система, стабильное социально-экономическом положение, здоровое общество. Эта модель подходит для государств, где титульные нации находятся на подъеме. В Российской империи и СССР в лучшие его годы эта политика удавалась, но в современной России шансов у не нет. Ее реализация только усилит сепаратизм и национализм. К сожалению, часть специалистов по прежнему надеется на эту модель. Так, П. Брайль, пишет: - « наша задача - не союз с исламом, а разумная колониально-цивилизационная политика, подавление всяческих уродов и создание для них резерваций. Параллельно массовое сознание современного западного человека постепенно будут сдвигать от «либеральной мультикультурности» вновь к миссии белого человека.». Это очень показательное высказывание. Россия становится ареной исторической вражды мировых национальностей и религий. В частности на упомянутом выше круглом столе по теме "Ислам и российская контр-элита" все авторы с еврейским следами в фамилиях отличались в своих выступлениях предельной агрессией по отношению к исламу. Я считаю, что российским государственным деятелям нужно проводить осень тонкую и грамотную политику диалога с исламской культурой и конечно нельзя допускать подобных высказываний. Россия не должна стать ареной религиозного и национального противостояния, а как раз модель «плавильного котла» в нынешних условиях этому способствует.
2. Модель «миска салата» (аккультурация). В данном случае имеется в виду проводимая в современной Западной Европе и США политика «мультикультурализма», т.е. когда титульная нация начинает перенимать элементы культуры пришлых групп, «сверху» насаждается полит корректность и толерантность. Я эту модель сразу отвергаю, так как современные события в Западной Европе показывают, что модель стала давать серьезные сбои - растут проявления национализма, национальной нетерпимости, в Европарламент впервые прошли националистические партии.
3. Модель «единство в многообразии» (прокультурация). Я понимаю этот термин С. Градировского, как мирное, эволюционное слияние культур и в результате формирование единой поликультуры (русско-исламской). С. Градировский уже в современной России увидел тенденции этого процесса. Так по результатом своих исследований в Поволжском районе, он называет подтверждающие эту идею новые тенденции, как следы формирования культуры русского ислама:
  • массовый переход в мечетях на русский язык;
  • переход исламского книгоиздательства на русский язык;
  • развитие исламских русскоязычных СМИ и др.
С. Градировский считает, что процесс формирования русского ислама изменит само понятие «русского»: - «смысл приведет к смене формы». В итоге России в ее сегодняшнем виде уже не будет.
С. Маркедонов описывает изменение отношения к России и со стороны исламского мира, который все больше воспринимает нашу страну, как часть своего культурного пространства, поэтому с методов военной и финансовой поддержки «притесняемых» русскими братьев по вере исламским мир перешел к диалогу, политическим контактам.
По моему мнению, для самой России и русских в их сегодняшнем положении сближение с исламским миром может стать вариантом спасения и страны, и какой то части своей культуры. Ислам может «излечить» современное российское общество от убийственных пороков западной «демократии»: падения нравственности, разгула преступности, наркомании и алкоголизма, заставить народы нашей страны воспрянут духом, почувствовать уверенность (к сожалению, православие вызывает обратные чувства). Л. Сюкияйнен указывает, что центральное место в классическом исламе занимаю такие принципы, как умеренность, стабильность, лояльность по отношению к властям, постепенность, совещательность, стремление к компромиссу и консенсусу, избежание вреда и др. Нормы классического мусульманского права (шариат это не классическая норма ислама, это гибрид радикального ислама и языческих обычаев), так же способны помочь преодолению неравенства и произвола в российском обществе.
       Таким образом, модель «единство в многообразии» считаю подходящей для современной России. Важно, что и российские политические элиты это понимают. Судить об этому можно хотя бы по пиар компании, которая развернулась в СМИ под лозунгом: - «Мы разные, но мы едины!» Эта модель своего рода компромисс, который должен устроить все конфессии России и «сцементировать» ее основные сферы. В итоге получится своеобразный культурно-политический «гибрид», который может стать образцом для национальной политики других стран мира.
Конечно, реализации этой модели процесс очень сложный. Многое здесь будет завесить от воли, понимания, способности найти компромисс среде национальных политических элит. Процесс усиления ислама в российском обществе обязательно должны быть под контролем государства. Этими процессами нужно умело управлять, направлять в нужное русло. Для России не приемлем радикальный ислам с приниженным положением женщины, религиозным фанатизмом, религиозной нетерпимостью, отрицанием искусства и прогресса. России придется балансировать где-то на грани между светским и религиозным (исламо-христианским) государством, как это сейчас делает Турция и Ливан. К сожалению, подобная модель не исключает серьезных культурных потерь, которые понесет русская культура, но она их уже несет. Достаточно посмотреть, что сейчас происходит в Москве, и что осталось от некогда великой культуры, поэтому лучше, что бы эти процессы были взяты под управление государством. Соглашусь с С. Градировским, который замечает, что в итоге формирования культуры русского ислама прежней России уже не будет, она изменится до неузнаваемости, однако это объективный процесс. Русская цивилизация находится в упадке и один из вариантов ее спасения объединение с близкой исламской цивилизацией находящейся на подъеме (тем более, если это культура значительной части населения России). Все это будет способствовать, тому, что постепенно все сферы Российского общества будут наполняться элементами исламской культуры, в том числе вырастит и число мусульман политиков. Как только Россия избавится от де-факто однопартийной системы, стоит ожидать и формирование мощных исламских политических движений, партий лоббирующих свои интересы. На этом фоне другим культурам важно не затеряться, отстаивать свои интересы, договариваться, искать компромисс. Для успешной реализации модели «единство в многообразии» необходим умный, последовательны, гибкий лидер, а с этим в России пока проблема.
       Таким образом, в современной России отмечается рост интереса к исламу, что вызвано объективными и субъективными фактами. Корни современного отношения граждан и государства к исламу следует искать в 90-х годах прошлого века. Ислам смог раньше остальных конфессий возродится из забвения советского периода и занять образовавшийся идеологический вакуум. Исламская культура оказалась лучше приспособлена к специфическим условия России 90-х годов. Обращение к исламу не исламского населения, стало попыткой найти защиту от социально-экономических потрясений, приобщится к культуре находящейся на подъеме. В настоящее время исламская культура проникла во все сферы Российского общества (в том числе в политику), где успешно конкурирует с другими культурами. Усиление позиций ислама в России это не одномоментный подъем, это устойчивая тенденция, которую важно понимать и которой нужно уметь управлять. Из известных моделей национальной политики, на мой взгляд, для России больше подходит модель «единства в многообразии», итогом которой должно стать формирование новой общей культуры - русского ислама.
Список использованных источников

  1. Алексеев В. Ислам и политика (мусульмане СНГ в посткоммунистическом мире) // Церковь в современном мире. №29. 2005 // http://www.nasledie.ru/oboz/N29_93/29_05.HTM
  2. Градировский С. Культурное пограничье: русский ислам // Журнал «Антропоток» // http://antropotok.archipelag.ru/text/a258.htm
  3. Ислам и российская контр-элита: болезнь или спасение?. Материалы круглого стола по теме "Ислам и российская контр-элита" // http://udod.traditio.ru/islam.htm
  4. Количество мусульман в России растет // http://islam.com.ua/news/1311/
  5. Маркедонов С. "Чеченский вопрос" и внешнее вмешательство: мифы и реальность // Политком.ру (11.02.2008) // http://www.politcom.ru/article.php?id=5711
  6. Сагадеев А.В. Мирсаит Султан-Галиев - революционер и мыслитель // Россия и современный мир.. Вып. 3 (20) 1998 // http://www.inion.ru/product/russia/sagadeev.htm
  7. Сюкияйнен Л.Р. Российская власть и ислам // Отечественные записки 2003. №5 // http://www.strana-oz.ru/?numid=14&article=687
  8. Чудинова Е. Прошло время, когда можно было безнаказанно оскорблять христиан // Религия и СМИ // http://www.religare.ru/analytics22788.htm
  9. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.  603 с.
  10. Хасбулатов Р.И. Политический режим // http://www.unilib.neva.ru/dl/327/Theme_13/Literature/Hasbulatov/hasb2-16.htm
  11. Шпенглер О. Закат Европы. В 2 Т. Т.1. / Пер. с нем. И.И. Маханькова. М.: Айрис-пресс. 2003. 528 с.


 
 Популярное
Роль маркетолога в управлении фирмой (эссе)
Проект административно-территориального деления России (эссе)
Проявление опасных природных процессов на территории Московской области (диплом)
Рефератный бизнес ---
История Бельской волости ---
Ситкомы ---
 

© 2010-2014 гг. "Образовательный Союз". По всем вопросам обращаться к администрации сайта "Образовательный Союз"